Коммерсант, 23.7.2021
У ресурсоснабжающих компаний нет финансовых и кадровых ресурсов для обеспечения сбора задолженности, а ее увеличение может привести к перебоям с предоставлением услуг и росту тарифов. Юристы поддерживают инициативу. Деятельность легальных коллекторов строго регулируется ФССП, а кто и как должен контролировать в этом плане поведение ресурсоснабжающих компаний, непонятно.
Минстрой предлагает предусмотреть возможность привлечения коллекторов, состоящих в государственном реестре, для взыскания долгов за ЖКУ. Соответствующие поправки к законопроекту «О внесении изменений в ст. 155 Жилищного кодекса РФ» подготовлены и направлены в федеральные органы власти. Об этом говорится в ответе Минстроя на обращение Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), направленное в начале июня профильному вице-премьеру Марату Хуснуллину. Как сообщает «Коммерсант», оба документа опубликованы на сайте РАВВ .
Ценообразование в сфере водоснабжения и водоотведения регулируемое, что ограничивает источники дохода для ресурсоснабжающих компаний. Поэтому рост дебиторской задолженности ставит под угрозу проведение ремонтных работ и инвестпроекты и может привести к перебоям с водоснабжением и водоотведением для конечных потребителей, поясняют в Минстрое. РАВВ в своем обращении подчеркивала, что создание «дополнительных подразделений и штатных единиц является более затратным, чем использование услуг специализированных организаций», и приведет либо к росту тарифов для населения, либо к снижению качества предоставляемых услуг (росту аварийности, нарушению процесса очистки сточных вод и ухудшению качества питьевой воды).
По данным Росстата, которые приводит «Коммерсант», по итогам января—марта долги за ЖКУ достигли 1,33 трлн рублей, увеличившись на 5,9% год к году. В эту сумму включены долги промышленности, бюджетных организаций и граждан. Отсутствие начисления пени в период пандемии снизило собираемость платежей с 90% до 60% по отдельным городам. Объем долгов, предложенных к взысканию по агентской схеме, по итогам первого квартала составил 145 млрд рублеей.
Газета напоминает, что в марте 2019 года вице-спикер Госдумы Ирина Яровая внесла законопроект, который запрещает передавать коллекторам права на работу с долгами граждан за ЖКУ. Вместо них взысканием должны были заняться участники рынка — управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы либо ресурсоснабжающие организации. Предполагалось, что принятие поправок позволит защитить жилищно-коммунальные права граждан и унифицировать процедуры их реализации, обеспечить законность требований и ответственности. В мае 2021 года законопроект прошел первое чтение.
Любое взыскание просроченной задолженности должно быть урегулировано, говорят участники коллекторского рынка, опрошенные «Коммерсантом».
При этом должникам все равно, кто ему звонит и по какому долгу, важно, чтобы права соблюдались — не было звонков ночью, огромного числа сообщений с разницей в минуты, угроз, полагает президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Эльман Мехтиев.
«Конфискация приватизированного жилья за долги ЖКУ почти невозможна. Выселить из квартиры за нарушение сроков оплаты ЖКУ или формирование значительного долга можно, только если речь идет о договоре социального найма, да и то гражданам должны предоставить жилье взамен, выгонять их на улицу никто не вправе»,— добавляет партнер «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.
Уже очевидно, что эксперимент по изгнанию коллекторов из сферы взыскания долгов за ЖКУ не удался, соглашается руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. По ее словам, пишет «Коммерсант», «профессиональные взыскатели, состоящие в реестре ФССП, обязаны соблюдать жесткие правила, серьезно регулируются, осуществляют эффективное саморегулирование и в целом строят цивилизованный рынок возврата долгов». При этом организации, работающие в сфере обеспечения коммунального хозяйства, уточняет Е. Лазарева, «не имеют компетенций и нужных навыков для осуществления корректного и эффективного взыскания, нанимают для этих целей некомпетентных сотрудников с сомнительным опытом, несут дополнительные расходы и не добиваются ничего, кроме роста негативного отношения со стороны граждан».