Председатель Правления Ассоциации ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая озвучила ряд предложений по решению актуальных проблем розничного рынка электроэнергии на совещании Комитета Совета Федерации Российской Федерации по экономической политике «О состоянии рынка розничной торговли электроэнергией и мощностью и мерах по развитию и совершенствованию конкуренции в розничной торговле электроэнергией и улучшению доступа потребителей». В совещании приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, генерирующих и сетевых организаций. По словам Натальи Невмержицкой, выбранная в свое время модель функционирования рынков с разделением деятельности по передаче и по сбыту доказала свою работоспособность в условиях кризиса, что подтверждается в целом высоким уровнем расчетов ГП с производителями и сетями несмотря на непрекращающийся рост задолженности конечных потребителей. Так, за последний год при приросте задолженности конечных потребителей перед гарантирующими поставщиками на 26 млрд руб., задолженность на оптовом рынке выросла на 6 млрд руб. (из них более 5 млрд руб. приходится на гарантирующих поставщиков, являющихся ДЗО ПАО «Россети»), перед сетевыми организациями задолженность увеличилась на 6 млрд руб., в том числе просроченная – всего на 2 млрд руб., а с учетом встречных обязательств по потерям правильнее говорить о просроченной задолженности сетевых организаций перед гарантирующими поставщиками. В то же время для развития рыночных механизмов на рознице требуется изменение модели оптового рынка, развитие свободных двухсторонних договоров, упрощение требований к ГТП. «Необходимо предоставить потребителю реальную возможность выбора поставщика, а каждой энергосбытовой компании – возможность заключать договоры с производителями и продавать электроэнергию любому потребителю», – отметила глава Ассоциации ГП и ЭСК. Важной задачей является повышение платежной дисциплины на розничном рынке электроэнергии, для чего требуется совершенствование нормативной базы. В результате принятия Федерального закона от 03.11.2015 г. №307-ФЗ возник дисбаланс между механизмами фингарантий для обеспечения оплаты поставленной электрической энергии и оплаты услуг по передаче. Обеспечение исполнения обязательств в пользу сетевых организаций предоставляется в отношении всех потребителей услуг по передаче, в том числе ГП. В то же время аналогичная система гарантий, введенная для гарантирующих поставщиков, действует только в отношении «неотключаемых» потребителей, и не распространяется на сетевые организации, которые являются должниками ГП в части оплаты потерь. По мнению Натальи Невмержицкой, для восстановления баланса необходимо ввести механизм поручительства «котлодержателя» по обязательствам всех нижестоящих сетевых организаций перед ГП по покупке потерь, либо исключить из закона требования о предоставлении фингарантий сетевым организациям со стороны ГП. Также необходимо устранить очевидный перекос штрафных санкций в пользу сетевых организаций. В принятой версии закона сетевая организация может начислять пени ГП за просрочку оплаты услуг по передаче с первого дня её возникновения в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ, в то время как для основных категорий потребителей-неплательщиков (население, УК, ТСЖ, водоканалы и котельные) установлен льготный период уплаты пени гарантирующим поставщикам. Остаётся актуальным вопрос повышения платежной дисциплины арендаторов объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Действующее законодательство налагает на арендаторов муниципальных сетей водо- и теплоснабжения требование предоставить ГП банковские гарантии, а в случае их непредоставления предусматривает обязанность арендодателей таких объектов расторгнуть договор с арендатором. Однако закон не содержит механизмов ответственности для арендодателя, которые побуждали бы его к отказу от договора с недобросовестным арендатором. Предлагается ввести субсидиарную ответственность собственника объектов коммунальной инфраструктуры за непредоставление арендаторами этих объектов гарантий поставщикам ресурса. Предложения Ассоциации ГП и ЭСК по совершенствованию законодательства на розничном рынке электроэнергии вошли в общие рекомендации участников совещания Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации.