Сайт Счетной палаты, 12.05.2016 Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты анализа реализации пилотных проектов по введению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в субъектах Российской Федерации. Объекты проверки: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Правительство Забайкальского края, Правительство Красноярского края, Администрация Владимирской области, Правительство Нижегородской области, Правительство Орловской области, Правительство Ростовской области. Проверяемый период: 2013-2015 гг. С докладом выступил директор Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на топливно-энергетический комплекс, транспорт, дорожное хозяйство (дорожные фонды) Олег Чернявский. Согласно Указу «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (май 2012 г.), Правительству совместно с органами исполнительной власти регионов было поручено до осени разработать комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, предусмотрев компенсационные меры для одиноких пенсионеров, проживающих в квартире не менее 10 лет. В рамках исполнения Указа был утвержден комплекс мер, направленных на переход к социальной норме потребления коммунальных услуг. Однако в ходе реализации из него были исключены меры, направленные на переход к социальной норме потребления коммунальных услуг по водоснабжению, отоплению и газоснабжению. В настоящее время комплекс мер, направленный на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, в редакции от 21 апреля 2014 г. предусматривает только меры, направленные на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальной услуги по электроснабжению. По словам директора Департамента, практическая реализация пилотных проектов по введению социальной нормы потребления электрической энергии в регионах началась только в сентябре 2013 г., хотя Комплекс мер предусматривал проведение мониторинга и представление докладов в Правительство уже в первом квартале 2013 г. «Причины такого опоздания лежат на поверхности. Во-первых, перечень регионов, на территории которых будут реализовываться пилотные проекты, был утвержден Правительством только 22 июля 2013 г. или с опозданием на 10 месяцев. Во-вторых, со значительным опозданием издан нормативный правовой акт, определяющий порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии», — пояснил Олег Чернявский. Изначально Постановлением Правительства предусматривалось внедрение социальной нормы потребления электроэнергии на всей территории страны с 2014 г. Однако указанный срок был отложен до 1 июля 2016 г. В свою очередь в текущем году в Постановление были внесены изменения, согласно которым по решению высшего должностного лица региона социальная норма потребления электроэнергии может не устанавливаться в отношении населения. «Принятое в 2016 г. решение свидетельствует, что мероприятия, реализованные в 2013-2015 годах в рамках комплекса мер, не в полной мере учитывают имеющиеся особенности по энергоснабжению населения и, следовательно, не обеспечивают переход всех субъектов Российской Федерации к применению социальной нормы потребления электроэнергии», — заявил Олег Чернявский. Счетная палата проанализировала итоги работы пилотных проектов. По оценкам контрольного органа, установлена низкая результативность применения регионами социальной нормы потребления электрической энергии. Так, в Красноярском крае и Орловской области в 2013-2015 гг. отмечается рост среднедушевого потребления электроэнергии. Это значит, что цель по стимулированию граждан к энергосбережению в полном объеме не достигнута. По данным ФАС России, общая величина перекрестного субсидирования в 2015 году по сравнению с 2012 годом выросла у всех участников пилотных проектов, кроме Орловской области, что не обеспечивает в полной мере достижение цели по ее снижению. Утвержденные нормативными правовыми актами регионов, участвующих в пилотных проектах, базовые величины социальной нормы значительно различаются между собой. Так, в Забайкальском крае базовая величина социальной нормы потребления электрической энергии составляет 65 кВт.ч, а в Орловской области — 190 кВт.ч. При этом Положением предусмотрен «единый» порядок установления величины социальной нормы потребления электроэнергии. Проверка показала, что пилотными регионами не было обеспечено формирование или актуализация единой полноценной базы данных о численном составе домохозяйств в жилых помещениях с указанием их адресов в связи с наличием недостатков в информационном взаимодействии между органами исполнительной власти и территориальными управлениями Федеральной миграционной службы. Требования по установлению и применению социальной нормы потребления в полной мере выполнены не были. Так, регламенты обмена информацией по вопросам установления и применения социальной нормы между заинтересованными органами исполнительной власти региона, ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и комиссией, созданной для оценки жилых помещений, утверждены с нарушением установленного срока (до 1 августа 2013 г.), либо вовсе не были утверждены. Такая ситуация сложилась в Красноярском и Забайкальском крае. Органами исполнительной власти ряда регионов не обеспечено размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в полном объеме информации об утвержденной социальной норме в отношении групп домохозяйств и типов жилых помещений, об условиях ее применения и о порядке уточнения состава домохозяйства. «Мониторинг реализации пилотных проектов по введению социальной нормы потребления электрической энергии федеральными органами исполнительной власти, которым было поручено его проведение, должным образом не осуществлялся», — резюмировал Олег Чернявский. Коллегия приняла решение направить отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в палаты Федерального Собрания. Ключевые факты Практическая реализация пилотных проектов по введению социальной нормы потребления электрической энергии в регионах началась только в сентябре 2013 г. Перечень регионов, на территории которых должны реализовываться пилотные проекты, был утвержден Правительством только 22 июля 2013 г. или с опозданием на 10 месяцев Изначально Постановлением Правительства предусматривалось внедрение социальной нормы потребления электроэнергии на всей территории страны с 2014 г. Однако указанный срок был отложен до 1 июля 2016 г. Мероприятия, реализованные в 2013-2015 гг. в рамках комплекса мер, не в полной мере учитывают имеющиеся особенности по энергоснабжению населения и не обеспечивают переход всех регионов к применению социальной нормы потребления электроэнергии Мониторинг реализации пилотных проектов по введению социальной нормы потребления электрической энергии федеральными органами исполнительной власти должным образом не осуществлялся